Альтернативная и дополнительная коммуникация в коррекционно-развивающей работе педагога
Ежегодно во всем мире в октябре отмечается Международный месяц альтернативной и дополнительной коммуникации. Целью этого месяца является привлечение внимания общества к проблеме изолированности людей, не использующих речь для общения и информирование о различных способах общения с использованием средств АДК.
В поддержку этой инициативы Чувашский республиканский институт образования совместно с представителями секции специалистов психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с ОВЗ Регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Чувашской Республики провел образовательный интенсив - обучающий семинар для педагогических работников «Использование средств АДК в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ТМНР».
В качестве спикеров в работе семинара приняли участие: Надежда Васильева, д.биол.н., и.о. зав. кафедрой воспитательных технологий Чувашского республиканского института образования, Татьяна Кожанова, к.пед.н., доцент кафедры коррекционной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, Елена Петрова и Лидия Руссакова, педагоги Образовательного центра для детей с ОВЗ, Елена Федорова и Анастасия Максимова, учителя-дефектологи МБДОУ «Детский сад № 6» г. Чебоксары.
На образовательном интенсиве были рассмотрены такие вопросы, как ассистивные технологии коммуникации; закономерности коммуникативного развития, уровни, мотивы и особенности коммуникативного поведения ребенка на разных уровнях; приемы обогащения образовательный среды для детей с РАС с помощью АДК; развитие социально- коммуникативных навыков у слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста. На примере разбора педагогических кейсов были представлены способы отбора средств АДК и их адаптации в зависимости от особых потребностей ребенка.
Педагоги отметили актуальность образовательного интенсива и высокую значимость представленных материалов и подходов, подчеркнув важность профессионального развития в данном направлении. Участникам семинара были предоставлены материалы и ресурсы для развития и совершенствования профессиональных компетенций в области применения средств АДК в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ.