Опыт работы по подготовке учащихся к итоговому сочинению
На официальном RUTUBE-канале института образования опубликован новый видеоурок республиканского образовательного проекта «Учимся вместе на все 100», который провела кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2» г. Алатырь Елена Селезнева. В проекте педагог делится своим опытом работы по подготовке учащихся к итоговому сочинению, который включает в себя инновационные подходы и методики. В своей практике Елена Владимировна акцентирует внимание на важности формирования навыков логического мышления и умения структурировать свои мысли. Одним из основных инструментов в этом процессе является составление блок-схем. Эти схемы помогают выпускникам четко формулировать тезисы своих сочинений, а также видеть логику литературной аргументации. Благодаря визуализации мыслей, ученики легче понимают, как связаны между собой основные идеи и аргументы, что способствует более глубокому осмыслению темы. При составлении блок-схем учащиеся учатся подбирать необходимый литературный материал, который соответствует различным смысловым разделам темы. Это позволяет им не только обогатить свои сочинения, но и развивает навыки анализа произведений, что является важной частью подготовки к экзаменам.
Елена Владимировна активно использует примеры произведений классической и современной литературы, что помогает ученикам увидеть разнообразие подходов к одной и той же теме. Особое внимание в работе уделяется цитатному материалу. Педагог обучает своих учеников правильно выбирать и использовать цитаты, которые подчеркивают их аргументы и делают сочинение более убедительным, демонстрирует различные способы интеграции цитат в текст, а также объясняет, как правильно комментировать их значение в контексте обсуждаемой темы.
Кроме того, Елена Владимировна внедряет методы совместного обучающего написания сочинений, когда учитель и ученики работают вместе над созданием текста. Этот подход не только способствует развитию навыков написания, но и создает атмосферу сотрудничества и взаимопомощи в классе. Ученики учатся критически оценивать свои работы и работы сверстников, что помогает им становиться более уверенными в своих способностях.
Опыт работы Елены Владимировны в подготовке к итоговому сочинению представляет собой комплексный подход, включающий как теоретические знания, так и практические навыки. Этот метод позволяет учащимся не только успешно справляться с экзаменами, но и развивает их творческое мышление и любовь к литературе.