Подготовка к олимпиаде по искусству в условиях внедрения ФООП в современной сельской школе

В условиях современного образования, особенно в сельских школах, важность интеграции различных предметов становится все более актуальной. В этом контексте значительное внимание уделяется подготовке учащихся к олимпиадам по искусству, что требует от педагогов инновационных подходов и творческих решений. Одним из таких примеров является видеовыпуск республиканского проекта «Педагогический практикум», в котором учитель русского языка и литературы, педагог-методист МБОУ «Моргушская СОШ» Елена Ефанова демонстрирует интегрированный урок по литературе и искусству на тему «Средства создания выразительности образа Наташи Ростовой в литературе, графике и киноискусстве».
На этом уроке ученики имеют возможность глубже понять сложность и многогранность образа Наташи Ростовой, анализируя различные интерпретации этого персонажа в произведениях разных авторов и режиссеров. В ходе занятия они сравнивают подходы зарубежных и советских кинематографистов: зарубежные режиссеры акцентируют внимание на любовных и военных сюжетах романа, в то время как для советского режиссера Сергея Бондарчука важнее оказывается духовная жизнь героини, её внутренние переживания и так называемая «диалектика души», о которой писал Лев Толстой.
Учащиеся не только изучают литературный текст, но и анализируют художественные средства, используемые художниками-графиками. Через призму линий, пятен и цветов они пытаются понять замысел автора и передаваемые им эмоции. Это позволяет им развивать критическое мышление и навыки анализа, что является важным аспектом подготовки к олимпиаде.
Однако урок не ограничивается лишь академическим анализом. Воспитательная идея проходит через все занятия: главное в человеке, в герое, в частности в Наташе Ростовой — это умение обогревать своим теплом окружающих. Даже отрицательные герои стремятся к этому теплу, что подчеркивает важность человеческих отношений и взаимопонимания. Образ Наташи на уроке представлен в виде кластеров, символизирующих солнце, которое своими лучами освещает и согревает всех вокруг.
Методы работы, использованные на этом уроке, могут быть успешно интегрированы в стандартные занятия по литературе. Они не только обогатят читательский опыт учащихся, но и научат их видеть культурные связи между различными видами искусства. Такой подход имеет долгосрочную перспективу: в итоге мы сможем воспитать поколение интеллектуально развитых людей, способных глубоко чувствовать переживания и эмоции других. Ведь именно культура обогащает душу и помогает формировать гармоничную личность. Таким образом, интеграция искусства в образовательный процесс, особенно в рамках подготовки к олимпиадам, становится важным инструментом формирования всесторонне развитой личности. Это не только помогает учащимся лучше понимать литературу и искусство, но и способствует их эмоциональному и духовному развитию.