Дискуссионная площадка по вопросам инклюзивного образования состоялась в Чувашии

В рамках реализации Государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования» и программы «Десятилетие детства» на 2018 – 2027 годы, 25 сентября 2025 года состоялось масштабное онлайн-обсуждение на тему «Особенности организации образовательной деятельности с обучающимися с ОВЗ в 2025/26 учебном году», организаторами которого выступил институт образования Чувашии и «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии.
Мероприятие привлекло внимание руководителей образовательных учреждений и представителей педагогического сообщества республики, объединяя усилия в повышении качества образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов.
Основная цель дискуссионной площадки состояла в обеспечении высокого уровня доступности качественного образования детям с особыми образовательными потребностями, включая создание комфортных условий для успешной социализации и интеграции в общество.
Участники обсудили широкий спектр вопросов, касающихся современных тенденций и передовых методов инклюзивного образования:
- Разъяснения по внедрению изменений, внесенных в федеральные основные общеобразовательные программы и рекомендации по снижению документационной нагрузки на учителей.
- Требования к созданию современной инклюзивной среды в образовательных учреждениях, обеспечивающей равные возможности для каждого ребенка.
- Опыт внедрения адаптированных образовательных программ и индивидуальные маршруты обучения для учащихся с особыми потребностями.
- Эффективные модели взаимодействия психологической и педагогической комиссий в процессе поддержки учащихся с ОВЗ.
- Методы ранней диагностики возможных рисков немедицинского употребления наркотиков среди школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Проведение подобного события подчеркнуло необходимость консолидации усилий разных ведомств и организаций для эффективного функционирования системы инклюзивного образования. «Мероприятие позволило выработать общие подходы и механизмы совместной работы, направленные на улучшение образовательных возможностей для детей с особыми потребностями», отметила проректор института образования Анастасия Явнова.
Участникам была предоставлена уникальная возможность поделиться своими успехами и трудностями, обсудить пути преодоления существующих барьеров и предложить новые стратегии поддержки учеников с особыми образовательными потребностями.
Особое значение имели доклады ключевых спикеров:
- Евгения Иванова, директор Центра образования и комплексного сопровождения детей, поделилась особенностями взаимодействия ППк и ПМПК и поддержании непрерывного профессионального роста педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
- Гульнар Самсонова, заместитель директора Центра, осветила проблему социально-психологического тестирования обучающихся с ограниченными возможностью здоровья.
- Ольга Волкова, ведущий методист, подчеркнула необходимость постоянного мониторинга и оценки учебных процессов, что обеспечит качество инклюзивного образования и повысит профессионализм преподавателей.
Участники мероприятия подчеркнули, что главное достижение работы площадки заключается именно в активном диалоге, обмене мнениями и выработке общих подходов, способствующих улучшению образовательных возможностей для каждой категории учащихся.
Продолжением инициативы станет специальный чата на платформе MAX, предназначенный для оперативного взаимодействия и координации совместных действий между управленческими командами школ Минобразования Чувашии. Координатор работы чата - Екатерина Анисимова, кандидат филологических наук, доцент кафедры методик преподавания предметов и Надежда Васильева, профессор, и.о. заведующего кафедрой воспитательных технологий Института образования Чувашии.
Подобные мероприятия становятся основой эффективного партнерства и взаимовыручки специалистов, формируя новое качественное измерение инклюзивного образования в регионе.