Моделирование на уроках биологии и химии

В новом выпуске республиканского проекта «Равный – равному» победитель республиканского конкурса «Учитель года Чувашии - 2025», учитель химии и биологии МБОУ «Козловская средняя общеобразовательная школа № 3» г. Козловка Алевтина Алексеева делится своими инновационными идеями по использованию моделирования в процессе обучения.
Моделирование как метод в педагогике представляет собой мощный инструмент, позволяющий углубить понимание сложных объектов и процессов через их упрощённые представления. Этот метод опирается на приемы аналогии, когда создается объект со сходными параметрами реального объекта, что позволяет проводить его исследование по определённым правилам. Моделирование помогает учащимся визуализировать абстрактные концепции, делая их более доступными и понятными. Одной из главных привлекательных сторон данного метода является его способность разнообразить формы и методы обучения. Моделирование повышает активность обучающихся, вовлекает их в процесс, активизирует мыслительную и творческую деятельность. Это особенно важно в современных условиях, когда образовательные стандарты требуют от учеников не только запоминания информации, но и умения применять её на практике. Например, при изучении клеток учащиеся создают модели клеток, используя различные материалы — от бумаги до пластилина. Этот процесс не только помогает понять, из чего состоит эта мельчайшая структурная единица всего живого, но и развивает творческие способности детей. Они учатся работать в команде, обсуждать свои идеи и находить оптимальные решения для создания модели. Метод моделирования также можно успешно применять на всех уровнях обучения. На уроках химии, например, активно используется создание моделей различных химических соединений. Например, газы часто сложно представить, так как мы не можем их ощутить непосредственно. Однако при создании модели газа учащиеся получают уникальную возможность визуализировать структуру данного вещества. Они могут использовать шарики для представления атомов и палочки для связи между ними, что помогает им лучше запомнить количество и виды атомов, входящих в конкретное вещество. Кроме того, создание моделей из геометрических фигур также привлекает учащихся. Это не только развивает их пространственное мышление, но и позволяет наглядно показать, как различные формы влияют на свойства веществ и т.д.
Алевтина Александровна подчеркивает, что использование моделирования в обучении не только делает процесс более увлекательным и интерактивным, но и способствует глубокому пониманию предмета. Ученики становятся активными участниками своего обучения, что в свою очередь формирует у них навыки критического мышления и творчества — качеств, необходимых для успешной жизни в современном мире.
Идеи педагога по использованию моделирования в образовательном процессе являются важным шагом к созданию более эффективной и интересной образовательной среды, где каждый ученик может раскрыть свой потенциал и научиться применять знания на практике.