Использование шахматного поля в работе воспитателя

В последнее время можно наблюдать такую тенденцию: родители и педагоги в школе жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Это явление становится все более заметным, и многие специалисты связывают его с влиянием современных технологий и постоянным потоком информации, который дети получают через экраны. Как следствие, дети испытывают трудности с концентрацией, плохо ориентируются в пространстве, не могут усидеть на одном месте и часто не способны выполнять задачи, требующие умственного напряжения.
В новом выпуске республиканского проекта «Педагогический практикум» лауреат республиканского конкурса «Воспитатель года Чувашии — 2025», воспитатель МБДОУ «Детский сад № 4 «Росинка» Цивильского муниципального округа Чувашской Республики Зинаида Павлова делится практикой использования в образовательной деятельности шахматного поля и элементов игры в шахматы и шашки.
Шахматное поле — это не просто игровая доска; это волшебный мир открытий, где каждый ребенок становится маленьким стратегом. Игры на нем помогают развивать внимание, усидчивость и пространственное мышление, превращая обучение в увлекательное приключение. Шахматы и шашки требуют от детей сосредоточенности и логического мышления. Каждый ход требует анализа ситуации, предвидения последствий и планирования действий. В процессе игры дети учатся делать выбор и нести ответственность за свои решения. Кроме того, шахматные партии способствуют развитию терпения и настойчивости, поскольку иногда для достижения цели необходимо преодолевать трудности и неудачи. Игры на шахматном поле становятся не только способом обучения, но и площадкой для социализации детей.
«Использование шахматного поля в образовательной деятельности позволяет не только улучшить внимание и усидчивость детей, но и развить их личностные качества. Я вижу, как с каждым занятием дети становятся более уверенными в себе, начинают лучше понимать окружающий мир и учатся справляться с новыми вызовами. Шахматы — это не просто игра; это инструмент для формирования целеустремленных и думающих личностей», — рассказывает Зинаида Николаевна.