Основные направления популяризации исторического знания

На базе Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова 21 ноября 2024 года прошла работа секционной площадки «Основные направления популяризации исторического знания. Инструменты повышения идеологического иммунитета обучающегося, применяемые в сфере образования (опыт реализации программ воспитания, деятельность школьных и студенческих научных обществ, „разговоры о важном“, конкурсы, фестивали)» Окружного научно-просветительского форума «Историческое просвещение как фактор государственного суверенитета в контексте глобальных вызовов».
Модератором площадки выступил декан историко-географического факультета Олег Широков. С приветственным словом к присутствующим от имени руководства вуза обратился проректор по научной работе Евгений Кадышев, который подчеркнул значимость данного мероприятия в деле сохранения исторического наследия и защите исторической памяти.
Эксперт Изборского клуба, главный редактор информационно-аналитического агентства «Русская народная линия» Анатолий Степанов — основной спикер площадки. Свое выступление «Русская (национальная) идея: «Москва — Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность» — архаика или актуальность?» он посвятил анализу формирования государственной идеологии современной России.
Также в ходе работы секции своим опытом в сфере преподавания истории, популяризации исторических знаний, военно-патриотическом воспитании поделились учителя, методисты, представители общественных организаций из Саранска, Саратова, Нижнего Новгорода, Чебоксар, Кировской и Ульяновской областей, республики Марий Эл.
Кодыбайкин Сергей Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, этнографии и региональной истории Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», руководитель поискового отряда «Георгиевская лента» ЧГУ им. И. Н. Ульянова (г. Чебоксары, Россия).
Развитие поискового движения среди молодёжи как инструмент повышения уровня патриотического воспитания.
Матюшин Петр Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, научный руководитель студенческого научного общества Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары, Россия).
Формы интеграции исторического просвещения СНО ЧувГУ в образовательных организациях Чувашской Республики.
Рогозин Александр Васильевич, методист лаборатории проектной деятельности государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Мордовия «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» (г. Саранск, Россия).
Приобщение школьников к культурному наследию России в системе духовно-нравственного воспитания.
Кудрявцева Светлана Юрьевна, учитель истории и обществознания МОУ городского округа Саранск «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17» (г. Саранск, Россия).
Эффективность музейной педагогики в формировании патриотических ценностей у школьников.
Саенко Антон Сергеевич, ведущий специалист Управления общественных проектов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва, Россия).
Образовательно-просветительский потенциал проекта «Без срока давности».
Урванцева Ольга Ильинична, учитель истории и обществознания Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Лицей № 9 г. Слободского» (г. Слободской, Кировская область, Россия).
Формирование гражданственности и патриотизма школьников средствами музейной педагогики.
Шаблов Владислав Алексеевич, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, учитель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижегородская кадетская школа имени Героя России Гурова Игоря Владимировича» (г. Нижний Новгород, Россия).
Взаимодействие учителя с Российским обществом «Знание» как инструмент в работе по укреплению идеологического иммунитета обучающихся.
Калёнкова Ольга Сергеевна, учитель истории и ОРКСЭ (модуль православная культура), Краснова Рамиля Рефкатьевна, учитель истории и обществознания Муниципального общеобразовательного учреждения «Большеключищенская средняя общеобразовательная школа имени В.Н. Каштанкина» (с. Большие Ключищи, Ульяновская область, Россия).
Система работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся на основе авторской комплексной программы внеурочной деятельности «Возроди мир в своей душе».
Искужина Наиля Гайфулловна, доктор филологических наук, заведующий кафедрой гуманитарного образования Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Башкортостан» (г. Уфа, Россия).
Разработка и реализация регионального компонента в рамках проекта «Разговоры о важном» в Республике Башкортостан.
Беляева Альфия Илдаровна, методист Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (г. Саратов, Россия).
Историческое просвещение при изучении страноведения по иностранному языку.
Кошурова Елена Юрьевна, учитель истории и обществознания, Юртаева Ирина Васильевна, учитель основ духовно-нравственной культуры народов России Муниципального общеобразовательного учреждения «Николаевская средняя школа» МО «Николаевский район» Ульяновской области (р. п. Николаевка, Ульяновская область, Россия).
Краеведение как инструмент духовно-нравственного воспитания школьников.
Верещагина Татьяна Васильевна, учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62 им. А.Я. Опарина» города Кирова (г. Киров, Россия).
Воспитание традиционных российских духовно-нравственных ценностей обучающихся через воспитательные события в образовательной организации.
Широкова Наталья Валерьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Лицей с кадетскими классами имени Г.С. Шпагина» города Вятские Поляны Кировской области (г. Вятские Поляны, Кировская область, Россия).
Воспитание ценности семьи и семейных ценностей на уроках обществоведческого цикла в старшей школе.
Гришечко Алла Васильевна, старший методист Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (г. Саратов, Россия).
Мемориалы и памятные места Саратовской области при изучении страноведения по географии.
Мохов Роман Вениаминович, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл «Марийский лесохозяйственный техникум» (г. Йошкар-Ола, Россия).
Духовно-нравственное воспитание в процессе преподавания истории как инструмент повышения идеологического иммунитета обучающихся.
Самохвалова Ирина Александровна, учитель истории и обществознания, руководитель музея Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 34 при УлГУ» (г. Ульяновск, Россия).
Роль музейной педагогики в гражданско-патриотическом воспитании школьников.
Участники форума обратили внимание на то, насколько важны исторические знания для успешной реализации государственной научно-образовательной политики и патриотического воспитания граждан. Они также подчеркнули необходимость укрепления авторитета исторической науки и национальной истории, так как пренебрежение историческим прошлым может негативно сказаться на настоящем и будущем. В своих выступлениях спикеры акцентировали внимание на важности активизации усилий по противостоянию основным вызовам отечественной исторической науки в условиях глобального противостояния и попыток искажения исторической памяти и правды.