Продолжаются курсы для педагогических работников организаций, реализующих адаптированные образовательные программы начального общего образования

Продолжаются курсы для педагогических работников организаций, реализующих адаптированные образовательные программы начального общего образования

Сегодня слушателей радушно встретила Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ № 2 в лице директора школы Ивановой Венеры Ивановны, заместителя директора Михайловой Натальи Ивановны и коллектива школы со своей насыщенной и содержательной программой. 

Венера Ивановна и Наталья Ивановна знакомили с деятельностью образовательного учреждения, рассказали об организационном обеспечении обучающихся в рамках ФАОП НОО с ОВЗ, отвечали на насущные проблемные вопросы.

Специалисты школы поделились своим богатым опытом.

Об организации проектной деятельности обучающихся в условиях инклюзивного образования рассказали учитель начальных классов Азизова Гельназ Небиулловна, воспитатель ГПД Романова Екатерина Михайловна.

Одним из перспективных методов, способствующих решению задач при работе с детьми с ОВЗ, является организация проектной деятельности. Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно - ориентированным обучением. Во-вторых, проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения ключевой проблемы и применять их на практике. В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех: педагогов, детей, родителей. Апробация метода проекта в данном классе начата ими год назад. За данный период проведена работа над долгосрочным проектом «Моя семья», посвященным году семьи. Проект - идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. С каждым годом эта работа всё больше и больше увлекает как педагогов и учеников, так и родителей обучающихся. В текущем учебном году реализуется проект «Родной край». Цели данного проекта: познакомить учащихся с историко - культурным наследием Чувашии, сформировать патриотизм и гражданственность, воспитывать духовность.

Мастер – класс «Методы и приёмы при работе с детьми с ТНР» показали Васильева Ольга Леонидовна, учитель начальных классов, Васильева Екатерина Анатольевна, учитель-логопед.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи требуется использовать специальные методы обучения, предполагающие дробное и алгоритмизированное предъявление материала. Метод ассоциативного запоминания, «Слово за словом», «Всё наоборот», «Игра в прятки со словами», зрительные диктанты, нейропсихологические упражнения — это лишь часть системы специальных методов при работе с детьми с ТНР, которые хорошо вписываются в уроки русского язык и логопедические занятия.

Нарушения слоговой структуры слова являются одной из причин трудностей не только при овладении грамотой и дальнейшего успешного обучения в школе, а могут привести к негативным изменениям в развитии личности ребёнка. Для коррекции этих нарушений были разработаны авторские методики и дидактические пособия: игра «Шифровщик», нейротренажёр «Слоговые пальчики», мультимедийное дидактическое пособие «Слог+слог, а может ещё слог – слово получается?», метод «Слоговой прямоугольник», которые также развивают зрительно-моторную координацию, стимулируя работы правого и левого полушарий мозга.

По теме «Развитие пространственных представлений у младших школьников» выступили учитель начальных классов Фролова Лариса Владимировна, учитель-логопед Никонорова Ирина Николаевна.

Важнейшим показателем развития ребенка и готовности его к школьному обучению является сформированность пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков чтения, письма, счета в начальной школе. Педагогам республики интересно было узнать, что несформированность пространственных представлений проявляется:

при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради; при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании; при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций; при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке; при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.

В своем выступлении педагоги рассказали о коррекционной работе с учениками в 1 дополнительном и в 1 основном классах по данной проблеме. Какие этапы работы и приемы используются, какими принципами руководствуются учителя.

Интересный тренинг по теме «Повышение эмоциональной устойчивости педагогов и обучающихся» показали педагог-психолог Суворова Алена Геннадьевна и педагог-психолога Ильина Екатерина Юрьевна.

В основе теоретического осмысления психологических подходов к исследованию поведения педагога как личности в коллективной деятельности обозначена глубокая связь между атмосферой, которая царит в педагогическом коллективе, эмоциональным состоянием учителей и обучающихся. Связь эмоционального благополучия школьника и эмоционального состояния педагога актуализирует проблему выявления и определения комплекса условий, создание и внедрение системы работы, положительно влияющих на эмоциональную и коммуникативную культуру учителя, а, следовательно, и психологическое здоровье школьников.

Восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости. Для развития эмоциональной устойчивости современная психология предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические способы обучения. Специфические способы выражаются в использовании активных методов обучения: деловых игр, дискуссий, педагогических часов, диспутов, специальных упражнений, направленных на развитие профессионально важных качеств личности и способствующих развитию эмоциональной устойчивости (педагогической направленности, профессионального самосознания, эмоциональной гибкости, коммуникативной компетентности).          Неспецифические способы заключаются в применении средств саморегуляции эмоционального состояния: специальных физических упражнений, дыхательных техник, релаксации, самовнушения, психогимнастики. Цель тренинга в педагогическом коллективе – формирование эмоциональной устойчивости педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции, создание условий для сплочения педагогического коллектива, снятия напряжения и получения психологической поддержки.

По теме «Развитие математических представлений младших школьников с ОВЗ в игровой деятельности» рассказала Степанова Валентина Петровна, учитель –дефектолог.

В выступлении Валентина Петровна описала особенности процессов формирования математических умений и навыков у детей с ОВЗ, раскрыла роль игровых приёмов для развития математических представлений, описывала игры и упражнения, направленные на формирование и закрепление вычислительных навыков. Данный материал был интересен педагогам начальной школы (учителям, дефектологам, психологам).

Мастер-класс по теме «Предупреждение и коррекция дизорфографии у младших школьников» показали Бессмертная Ольга Ильинична, учитель начальных классов и Андрейчук Ольга Николаевна, учитель-логопед. Дизорфография — это специфическое нарушение письма, которое затрудняет процесс обучения у младших школьников. Эффективные практические приёмы работы с детьми, страдающими дизорфографией, могут значительно улучшить их навыки письма и повысить уверенность в своих силах. Одним из таких приёмов является «Письмо с окошечком», который помогает детям сосредоточиться на написании отдельных букв и слов, исключая визуальные помехи. Приём «Две точки» позволяет акцентировать внимание на правильном написании предложений, фиксируя их начало и конец, что способствует лучшему восприятию их структуры. «Простукивание слогов» — это ещё один эффективный приём, который развивает фонематический слух и помогает детям осознать звуковую структуру слов. «Зашумленные тексты», в которых убираются некоторые буквы или звуки, заставляют детей активно включаться в процесс восстановления текста, что развивает их внимательность и креативность. «Зеркальные тексты», в свою очередь, способствуют развитию визуально-пространственных навыков, позволяя детям видеть слова с разных ракурсов и улучшать их запоминание. «Жужжащее чтение» — это метод, при котором дети читают текст под звуки жужжания, что помогает им сосредоточиться на звучании слов и улучшает их произношение. Эти практические приёмы не только делают процесс обучения более увлекательным, но и способствуют всестороннему развитию навыков письма у детей с дизорфографией. Важно интегрировать эти методы в коррекционные занятия, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Таким образом, комплексный и разнообразный подход к коррекции дизорфографии способствует успешному обучению и социальной адаптации детей.

Гости школы поддержали актуальность и ценность таких занятий на базе школ, сказали слова благодарности организаторам, всем педагогам, поделившимся своим ценным опытом. 

      



25 октября 2024
14:15
Поделиться