Продолжаются курсы для педагогических работников организаций, реализующих адаптированные образовательные программы начального общего образования

Сегодня слушателей радушно встретила Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ № 2 в лице директора школы Ивановой Венеры Ивановны, заместителя директора Михайловой Натальи Ивановны и коллектива школы со своей насыщенной и содержательной программой.
Венера Ивановна и Наталья Ивановна знакомили с деятельностью образовательного учреждения, рассказали об организационном обеспечении обучающихся в рамках ФАОП НОО с ОВЗ, отвечали на насущные проблемные вопросы.
Специалисты школы поделились своим богатым опытом.
Об организации проектной деятельности обучающихся в условиях инклюзивного образования рассказали учитель начальных классов Азизова Гельназ Небиулловна, воспитатель ГПД Романова Екатерина Михайловна.
Одним из перспективных методов, способствующих решению задач при работе с детьми с ОВЗ, является организация проектной деятельности. Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно - ориентированным обучением. Во-вторых, проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения ключевой проблемы и применять их на практике. В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех: педагогов, детей, родителей. Апробация метода проекта в данном классе начата ими год назад. За данный период проведена работа над долгосрочным проектом «Моя семья», посвященным году семьи. Проект - идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. С каждым годом эта работа всё больше и больше увлекает как педагогов и учеников, так и родителей обучающихся. В текущем учебном году реализуется проект «Родной край». Цели данного проекта: познакомить учащихся с историко - культурным наследием Чувашии, сформировать патриотизм и гражданственность, воспитывать духовность.
Мастер – класс «Методы и приёмы при работе с детьми с ТНР» показали Васильева Ольга Леонидовна, учитель начальных классов, Васильева Екатерина Анатольевна, учитель-логопед.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи требуется использовать специальные методы обучения, предполагающие дробное и алгоритмизированное предъявление материала. Метод ассоциативного запоминания, «Слово за словом», «Всё наоборот», «Игра в прятки со словами», зрительные диктанты, нейропсихологические упражнения — это лишь часть системы специальных методов при работе с детьми с ТНР, которые хорошо вписываются в уроки русского язык и логопедические занятия.
Нарушения слоговой структуры слова являются одной из причин трудностей не только при овладении грамотой и дальнейшего успешного обучения в школе, а могут привести к негативным изменениям в развитии личности ребёнка. Для коррекции этих нарушений были разработаны авторские методики и дидактические пособия: игра «Шифровщик», нейротренажёр «Слоговые пальчики», мультимедийное дидактическое пособие «Слог+слог, а может ещё слог – слово получается?», метод «Слоговой прямоугольник», которые также развивают зрительно-моторную координацию, стимулируя работы правого и левого полушарий мозга.
По теме «Развитие пространственных представлений у младших школьников» выступили учитель начальных классов Фролова Лариса Владимировна, учитель-логопед Никонорова Ирина Николаевна.
Важнейшим показателем развития ребенка и готовности его к школьному обучению является сформированность пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков чтения, письма, счета в начальной школе. Педагогам республики интересно было узнать, что несформированность пространственных представлений проявляется:
при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради; при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании; при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций; при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке; при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.
В своем выступлении педагоги рассказали о коррекционной работе с учениками в 1 дополнительном и в 1 основном классах по данной проблеме. Какие этапы работы и приемы используются, какими принципами руководствуются учителя.
Интересный тренинг по теме «Повышение эмоциональной устойчивости педагогов и обучающихся» показали педагог-психолог Суворова Алена Геннадьевна и педагог-психолога Ильина Екатерина Юрьевна.
В основе теоретического осмысления психологических подходов к исследованию поведения педагога как личности в коллективной деятельности обозначена глубокая связь между атмосферой, которая царит в педагогическом коллективе, эмоциональным состоянием учителей и обучающихся. Связь эмоционального благополучия школьника и эмоционального состояния педагога актуализирует проблему выявления и определения комплекса условий, создание и внедрение системы работы, положительно влияющих на эмоциональную и коммуникативную культуру учителя, а, следовательно, и психологическое здоровье школьников.
Восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости. Для развития эмоциональной устойчивости современная психология предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические способы обучения. Специфические способы выражаются в использовании активных методов обучения: деловых игр, дискуссий, педагогических часов, диспутов, специальных упражнений, направленных на развитие профессионально важных качеств личности и способствующих развитию эмоциональной устойчивости (педагогической направленности, профессионального самосознания, эмоциональной гибкости, коммуникативной компетентности). Неспецифические способы заключаются в применении средств саморегуляции эмоционального состояния: специальных физических упражнений, дыхательных техник, релаксации, самовнушения, психогимнастики. Цель тренинга в педагогическом коллективе – формирование эмоциональной устойчивости педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции, создание условий для сплочения педагогического коллектива, снятия напряжения и получения психологической поддержки.
По теме «Развитие математических представлений младших школьников с ОВЗ в игровой деятельности» рассказала Степанова Валентина Петровна, учитель –дефектолог.
В выступлении Валентина Петровна описала особенности процессов формирования математических умений и навыков у детей с ОВЗ, раскрыла роль игровых приёмов для развития математических представлений, описывала игры и упражнения, направленные на формирование и закрепление вычислительных навыков. Данный материал был интересен педагогам начальной школы (учителям, дефектологам, психологам).
Мастер-класс по теме «Предупреждение и коррекция дизорфографии у младших школьников» показали Бессмертная Ольга Ильинична, учитель начальных классов и Андрейчук Ольга Николаевна, учитель-логопед. Дизорфография — это специфическое нарушение письма, которое затрудняет процесс обучения у младших школьников. Эффективные практические приёмы работы с детьми, страдающими дизорфографией, могут значительно улучшить их навыки письма и повысить уверенность в своих силах. Одним из таких приёмов является «Письмо с окошечком», который помогает детям сосредоточиться на написании отдельных букв и слов, исключая визуальные помехи. Приём «Две точки» позволяет акцентировать внимание на правильном написании предложений, фиксируя их начало и конец, что способствует лучшему восприятию их структуры. «Простукивание слогов» — это ещё один эффективный приём, который развивает фонематический слух и помогает детям осознать звуковую структуру слов. «Зашумленные тексты», в которых убираются некоторые буквы или звуки, заставляют детей активно включаться в процесс восстановления текста, что развивает их внимательность и креативность. «Зеркальные тексты», в свою очередь, способствуют развитию визуально-пространственных навыков, позволяя детям видеть слова с разных ракурсов и улучшать их запоминание. «Жужжащее чтение» — это метод, при котором дети читают текст под звуки жужжания, что помогает им сосредоточиться на звучании слов и улучшает их произношение. Эти практические приёмы не только делают процесс обучения более увлекательным, но и способствуют всестороннему развитию навыков письма у детей с дизорфографией. Важно интегрировать эти методы в коррекционные занятия, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Таким образом, комплексный и разнообразный подход к коррекции дизорфографии способствует успешному обучению и социальной адаптации детей.
Гости школы поддержали актуальность и ценность таких занятий на базе школ, сказали слова благодарности организаторам, всем педагогам, поделившимся своим ценным опытом.